Школы здоровья для пациентов с сахарным диабетом

ШКОЛА ДЛЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ



По многочисленным просьбам читателей мы открываем новую рубрику — «Школа для больных сахарным диабетом».

В материалах, публикуемых под этой рубрикой, специалисты дадут больным как можно больше информации, научат их применять свои знания, когда надо принимать правильные решения в соответствии с изменяющимися условиями жизни и состоянием здоровья.

Оглавление:

Но это не означает, однако, что мы призываем вас, уважаемые читатели, к самолечению.

У сахарного диабета есть особенность, отличающая его от многих других заболеваний.

Хотя медицина пока и не имеет средств для полного излечения больного, с диабетом можно «мирно» сосуществовать на протяжении многих и многих лет, оставаясь полноценным членом семьи и общества.

В то же время человек, который впервые узнает, что заболел сахарным диабетом — неизлечимым заболеванием, грозящим тяжелыми осложнениями, оказывается, как правило, перед необходимостью ежедневно принимать таблетки или делать инъекции инсулина, строго соблюдать диету.



Естественно, нарушается его привычный уклад жизни, иногда даже приходится менять профессию, если она сопряжена, например, с постоянными командировками.

Неудивительно, что груз обрушившихся на человека ограничений приводит к тому, что он испытывает растерянность, а порой впадает в депрессию, «уходит в болезнь».

Чтобы этого не случилось, пациент должен знать, что происходит в организме при сахарном диабете, чем могут быть вызваны те или иные изменения в его самочувствии, понимать, почему ему требуется именно такой, а не другой вид лечения, и тогда он сможет приспособиться к любой ситуации, вести образ жизни здорового человека.

Больные не только должны помнить, какие продукты следует ограничить или исключить из рациона, но и хорошо представлять себе причины этих ограничений.

Сахарный диабет — заболевание, с которым больной должен научиться во многом справляться сам: в соответствии с анализом крови и мочи на сахар правильно изменять дозу инсулина или сахароснижающих таблеток, знать, как поступать при возникновении гипогликемии, появлении ацетона в моче, присоединении инфекционных и других заболеваний.



По материалам журнала «Здоровье» 02.1989 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВРАЧЕЙ ПРИ ДИАБЕТЕ
ШКОЛА ДЛЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ
ДВА ТИПА ДИАБЕТА

Сахарный диабет — сложное системное заболевание, вызванное абсолютным или относительным дефицитом гормона инсулина, вследствие чего в организме развивается нарушение углеводного обмена, в частности угнетается утилизация тканями глюкозы.

Первый признак диабета — повышение содержания в крови глюкозы (гипергликемия) и как следствие этого — выделение ее с мочой (глюкозурия). Одновременно или несколько позднее нарушаются и процессы обмена жиров, белков, водно-солевой баланс. Подробнее >>>

Лечебная физкультура при средней и тяжелой формах сахарного диабета

В комплексном лечении больных сахарным диабетом наряду с медикаментозными средствами и диетотерапией широко используется лечебная физкультура.

Помимо общеукрепляющего действия, физические упражнения способствуют усвоению мышцами глюкозы, улучшают течение обменных процессов, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.



Особенно полезна лечебная физкультура тучным больным. Им рекомендуется выполнять комплекс упражнений через 2 часа после ужина, то есть часа за 2 до сна. И заниматься следует, тепло одевшись, чтобы пропотеть: это поможет сбросить лишние килограммы. После лечебной гимнастики надо принять теплый душ. Подробнее >>>

Диабет у детей

Какие дети относятся к группе повышенного риска. На что родителям следует обратить внимание. Что можно и чего нельзя больному ребенку. Нужна ли физическая нагрузка. Подробнее >>>

Ожирение и диабет

Известно, что почти 80 процентов больных диабетом страдают и ожирением. Такая закономерность обусловлена тем, что оба эти патологические состояния имеют общую причину. И ожирение и диабет — удел тех людей, которые переедают нагружаю свой организм избыточным количеством углеводов.

Если калорийность суточного рациона постоянно больше, чем энерготраты организма, масса тела неуклонно увеличивается. Казалось бы, чего проще: заметив, что толстеет, человек должен сразу же ограничить себя в еде. Подробнее >>>

Не сокращайте годы своей жизни | Наше здоровье в наших руках

Рационализация питания — мощный рычаг профилактики преждевременного старения. Ведь установлено, что ожирение, создающее фон для развития таких болезней, как атеросклероз, сахарный диабет, гипертоническая болезнь, сокращает жизнь в среднем на 7 лет! Подробнее >>>

Страдающим гипертонической болезнью | Не прерываете лечения

Если больной соблюдает малосолевую диету, жажды у него не бывает, и значит, нет нужды ограничивать количество выпиваемой жидкости. Постоянная сильная жажда при соблюдении диеты, содержащей мало соли, может свидетельствовать о сахарном диабете.



Так, ряд мочегонных средств, выводящих из организма натрий и таким образом снижающих артериальное давление, не назначают при сахарном диабете и подагре. Подробнее >>>

Жизнь пожилого человека

В организме пожилого человека снижается интенсивность обменных процессов, в тканях замедляются окислительно-восстановительные реакции, медленнее происходит расщепление пищевых веществ на составные элементы и их усвоение.

В итоге организм меньше расходует энергии. К тому же пожилые и старые люди мало двигаются. Поэтому энергетическая потребность у людей старше 60 лет ниже, чем у молодых, и составляет килокалорий.

Калорийность рациона должна соответствовать этим потребностям, не превышать их, иначе может развиться ожирение. А оно особенно опасно в пожилом возрасте, так как все заболевания, возникновению которых способствует ожирение (диабет, атеросклероз, патологические изменения в суставах и позвоночнике), развиваются чаще именно в этом возрасте. Подробнее >>>

Пищевые волокна, какой в них прок?

Сегодня отношение к пищевым волокнам изменилось. Определен даже их минимум в ежедневном рационе — 25 граммов. Почему? Оказалось, что этот «пищевой балласт» способствует уменьшению калорийности рациона, снижает отрицательное воздействие на обменные процессы потребляемых в избытке жиров и углеводов, помогает регулировать моторную функцию кишечника.



Более того: во всем мире специалисты считают теперь что малое количество пищевых волокон в нашем меню — один из факторов риска развития раннего атеросклероза, ишемической болезни сердца, сахарного диабета, желчнокаменной болезни и даже злокачественных новообразований. Подробнее >>>

Гипофиз и гипоталамус

Вазопрессин активно участвует в регуляции транспорта воды и солей через клеточные мембраны, под его влиянием уменьшается просвет кровеносных сосудов и, следовательно, повышается давление крови.

За то, что этот гормон обладает способностью задерживать воду в организме, его часто называют антидиуретическим гормоном (АДГ). Главной точкой приложения АДГ являются почечные канальцы, где он стимулирует обратное всасывание воды из первичной мочи в кровь.

Когда в результате нарушений деятельности гипоталамо-гипофизарной системы продукция АДГ резко снижается, развивается несахарный диабет — мочеизнурение. Его основные симптомы — сильная жажда и повышенное отделение мочи. Подробнее >>>

Камни в почках

Часто повышение выведения фосфатов с мочой является следствием инфекции мочевых путей, а также одним из проявлений язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарного диабета, хронических заболеваний бронхов и легких. Подробнее >>>

Эргогенные диеты, регулирующие кислотно-щелочное равновесие крови. Продукты, действующие как окислители или ощелачиватели внутренней среды организма См. Фитоэргономика [Использование растений для повышения работоспособности]

Известно, что растительная пища влияет на кислотно-щелочную реакцию (КЩР) крови , а это в свою очередь влияет и на работоспособность. Действительно, поддержание pH крови в узких границах в настоящее время неоспоримо.

Более того, показано, что при многих состояниях со снижением работоспособности наблюдается тенденция к закислению крови: физическое утомление, весенняя усталость (десинхроноз), некоторые хронические заболевания, снижающие работоспособность и др.

Так, значительные колебания pH крови и резервной щелочности отмечены при болезнях почек, легких, желудка, печени, сахарном диабете, пороках сердца, отравлениях, гипертонии и др. Подробнее >>>

  • Короткие советы:
  • Юбки — основные чертежи: Представлены юбки разных фасонов

секреты

  • Детское питание
  • О продуктах и культуре потребления Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: из чего состоят ткани тела человека?

    По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе «Контактная информация». Спасибо.

    только с разрешения владельца сайта

    Copyscape Plagiarism Checker — Duplicate Content Detection Software

    Источник: http://zdorov.liferus.ru/89_02_diabet_shkola.aspx

    Школа здоровья «Сахарный диабет»

    Цель школы: Помощь пациентов в управлении своими заболеваниями, дать понятие о сахарном диабете и бороться с болезнью. Повысить интерес к жизни.

    Сахарный диабет — хроническая заболевание, при котором поджелудечная железа не вырабатывает достаточно инсулина, или организм не эффективно использует вырабатываемый железой инсулин. Это проводит к повышенному уровню содержания глюкозы в крови. Выделяют два типа сахарного диабета.

    Сахарный диабет І типа – развивается в раннем возрасте: у детей, подростков и молодых людей с резко пониженной выроботкой инсулина.

    Сахарный диабет ІІ типа – чаще появляется в зрелом возрасте, после 40 лет, когда в организме ослабевает воспримчивость клеток к инсулину и его недостаточно для нормализации сахара в крови.

    Факторы риска развития сахарного диабета:

    • Нерациональное питание;
    • Малоподвижный образ жизни;
    • Избыточный вес;
    • Острые стрессовые состояния, длительное напряжения;
    • Родственники первой линии с сахарным диабетом;
    • Сердечно – сосудистые заболевания: артериальная гипертония;
    • ишемическая болезнь сердца, атеросклероз;
    • Заболевания поджелучной железы (панкреатин, рак)

    Продукты по своей колоритности могут быть разделены на 3 основные группы:

    Высококалорийная пища: Жир – (масло, растительная масло, сыр высокой жирности, мясо «рыба с высоким содержанием жира, консервированные или жареные мясо», рыба, картофель, фри, соусы, орехи.)

    Алкоголь –( крепкие алкогольные напитки, вино и пиво). Сладости – (кексы, шоколад, мед).

    Пища средней колоритности: Углеводы – ( хлеб, картофель, рис, фрукты, содержащие сахар, безалкогольный напитки). Белки – (постное мясо, рыба и сыр с жирности, яйцо, молоко и молочные продукты).

    Низкая (бедная) пища: Овощи, ягоды, диетический напитки и подсластители (кроме фруктозы и сарбитола, чай , кофе).

    Питание при диабете

    1. Прием пищи в определенные часыраз в день
    2. Прием в течении для основной части легкоусвояемых углеводов и в вечером – легких белком, боғатых сложенными углеводами.
    3. При каждом приеме пищи равномерное потреблении пищи содержающий простые и сложные углеводы.
    4. Умеренное потребление белковых продуктов

    Сахарный диабет – это, прежде всего, особый образ жизни, при соблюдении которого можно снизить риск возникновения осложнений до нуля и длительно сохранять высокий уровень качества жизни.

    План мероприятия оздоровительного школы здоровья «Сахарный диабет»

    Ознокомление с планом школы здоровья, провести тренинг «Приветствия» среди участников.

    Провести лекцию на тему: «Что такое сахарный диабет? Роль глюкозы в организме,физиологическое действия инсулина.

    Провести психологический тренинг среди участников школы здоровья «Управление конфликтом»

    Провести занятия по теме: «Планирование питания у больных сахарным диабетом»

    Уч.врач, уч.медсестра Медсестра ЗОЖ

    Провести обучающий семинар по теме: «Типы сахарного диабета»

    Провести психологический тренинг по теме: «Профилактика стрессов и привитие навыков по стрессоустойчивости»

    Провести лекцию о соблюдение здоровый образ жизни и заниматься физической активности

    Уч.врач, уч.медсестра Медсестра ЗОЖ

    Ознакомить членов школы социальной услуги поликлиники

    Провести обучающий семинар по теме: «Необходимые ситуации в жизни больного сахарным диабетом»

    Наблюдать и контролировать состояния здоровья пациентов группа риска

    Врач эндокринолог, уч.врачи,уч.медсестры.

    Обеспечить пациентов информационно-образовательными материалами

    Врач эндокринолог, уч.врачи,уч.медсестры, медсестра ЗОЖ

    Подготовить и сдать отчет о проведение школа здоровья СД

    Источник: http://gkkp18.kz/additional_menu/shkola-zozh/shkola-zdorovya-saxarnyij-diabet

    Для чего нужна школа сахарного диабета

    К сожалению, мало кого сейчас удивишь тем, что сахарный диабет встречается все чаще. При огромном потоке информации все-таки грамотность тех, кто страдает сахарным диабетом некоторое время или только недавно узнал о своем диагнозе, оставляет желать лучшего. Для успешного преодоления трудностей, связанных с этим заболеванием, и повышения качества жизни и здоровья, от больных диабетом требуется, прежде всего, жесткая дисциплина в соблюдении всех рекомендаций лечащего врача, отдавать предпочтение здоровому образу жизни. В этом поможет школа здоровья для диабетика.

    Особенности заболевания

    Говоря о самодисциплине диабетиков, мы подразумеваем, что человек должен быть хорошо осведомлен об индивидуальных особенностях своего диагноза, иметь детальную информацию о болезни и способах преодоления трудных моментов для того, чтобы жить абсолютно полноценной жизнью, несмотря на то, что сахарный диабет может существенно ограничить возможности человека.

    Узнав о том, что у вас сахарный диабет, совершенно не нужно отчаиваться. Да, болезнь, к сожалению, не имеет сегодня способа излечения. В зависимости от типа сахарного диабета, лечение имеет разную направленность и рекомендации. Всем уже известно, что диабет бывает двух типов: инсулинозависимый (первого типа) и инсулинонезависимый (второго типа).

    Первый тип характеризуется отсутствием или сниженной выработкой инсулина – гормона поджелудочной железы, с помощью которого клетки воспринимают глюкозу. При повреждении аппарата Лангерганса, инсулин не продуцируется бета-клетками или его мало для усвоения циркулирующей в крови глюкозы. Возникает состояние гипергликемии – сахара в крови много, но он не поступает в клетки, организм «голодает». Такой тип заболевания может быть вызван:

    • генетическими причинами;
    • вирусными инфекциями, повредившими поджелудочную железу;
    • снижением иммунитета по другим причинам.

    Как правило, первый тип болезни развивается в достаточно молодом возрасте и характеризуется быстрым снижением массы тела на фоне повышенного аппетита и жажды. Наблюдаются симптомы хронической усталости, раздражительности, повышенное отделение мочи в ночное время (никтурия).

    Второй тип диабета симптоматически отделить от первого практически невозможно. Но есть особенности:

    • появление заболевания в возрасте после сорока лет;
    • нормальное или слегка пониженное содержание инсулина в крови;
    • высокое содержание глюкозы на фоне нормального количества инсулина;
    • выявление заболевания у больных при обследованиях по поводу других заболеваний или медицинских профилактических осмотрах.

    При таких показателях надо понимать, что высокие цифры гипергликемии вызваны инсулинорезистентностью клеток. Различие заболеваний определяет ведущую тактику лечения и профилактики сопутствующих состояний и патологий, которые, как известно, имеют патогномоничную роль при диабете.

    Именно профилактика осложнений и сопутствующих сахарному диабету патологических состояний является основной целью обучающей программы в школе пациентов-диабетиков.

    Еще принято выделять так называемый сахарный диабет беременных. Он может появиться во время беременности у женщин, имеющих генетическую предрасположенность к данному заболеванию. Спровоцировать наступление состояния гипергликемии у беременной, которая имеет генетическую склонность, может:

    • нагрузка на гормонпродуцирующий аппарат во время беременности;
    • погрешности питания: переедание, злоупотребление сладким, мучным и так далее.

    Устанавливается этот диагноз примерно на сроке после 20 недель. Здесь обязательна коррекция питания, назначение адекватной дозы сахароснижающих лекарств или назначение правильной дозы инсулина.

    Успех обучения в школе диабета

    Аптеки в очередной раз хотят нажиться на диабетиках. Есть толковый современный европейский препарат, но о нём помалкивают. Это.

    Несмотря на успехи фармацевтической промышленности в производстве и разработке препаратов для лечения больных сахарным диабетом, достижения исследовательской науки, пациентов с этим заболевание становится все больше.

    Это говорит о том, что болезнь не столько подлежит медикаментозному лечению, точнее, успех в достижении его результатов, сколько от желания и дисциплины самих пациентов вести полноценный, активный образ жизни. Возникновение и развитие заболевания также практически в 90 процентах случаев зависит от настойчивости больного.

    Сегодня школа для поддержания и укрепления здоровья больных сахарным диабетом является одной из самых популярных форм обучения для таких людей. Организуются они на базе поликлинических учреждений, центров здоровья. Вести занятия в такой школе призваны врачи – специалисты:

    На занятиях для больных даются знания о самом заболевании сахарным диабетом, осложнениях и их профилактике или сведению последствий таких заболеваний к минимальному уровню. Какие основные знания и помощь, необходимые для больных может предложить подобная школа?

    1. Ежедневный контроль уровня содержания сахара в крови и установление вашего индивидуального приемлемого уровня.
    2. Коррекция или обучение навыкам правильного питания, оптимального именно для каждого пациента.
    3. Профилактика осложнений и управление стрессовыми ситуациями.

    Контроль сахара

    Каждый больной диабетом, которого приняла на обучение подобная школа, получит знания о том, что необходимо несколько раз в день самостоятельно проводить измерение количества глюкозы в крови. Это необходимо по нескольким причинам.

    1. Понять, какой уровень является самым оптимальным и комфортным.
    2. Разобраться, как ваш организм реагирует на принятие пищи или конкретных продуктов для того, чтобы разработать оптимальное меню.
    3. Скорректировать количество физических нагрузок, которые крайне необходимы в разумных и приемлемых пределах для больных сахарным диабетом.
    4. Отредактировать дозу инсулина или сахароснижающего препарата именно для больных в каждом индивидуальном случае.

    Обучают на занятиях пользоваться компактными глюкометрами и правильно вести дневники наблюдений за своим состоянием, чтобы выводы оказались правильными и полезными для дальнейшего лечения.

    Правильное питание

    Для больных сахарным диабетом крайне важно питаться правильно. Что это значит? При таком диагнозе это утверждение имеет особый смысл. Школа обучает своих учеников не только подбору полезных продуктов, но и учету калорийности, режиму приема и сочетанию различной пищи друг с другом. При диабете важно помнить такие основные моменты.

    1. Необходимо поддерживать нормальный вес. При ожирении или лишнем весе его нужно правильно снижать с помощью сбалансированного питания в сочетании с физическими нагрузками.
    2. Нельзя допускать снижения веса, если больной склонен к худобе. Особенно это характерно для диабета первого типа.
    3. Режим приема пищи существенно отличается от такового вне болезни. Принимать пищу рекомендуется часто – до шести раз в день небольшими порциями. При этом заболевании нельзя допускать длительные голодания, это может повлечь за собой гипогликемию и привести к коме.
    4. В то же время рацион должен быть высококалорийным, чтобы обеспечивать энергетические затраты при недостаточности поступающей в клетки глюкозы.

    Преодоление стрессовых ситуаций

    Справиться с эмоциональной нагрузкой многим людям помогают такие вредные привычки, как употребление алкогольных напитков, курение сигарет или большое количество пищи. Для пациентов–диабетиков эти вольности не просто недопустимы, но могут привести к губительным последствиям.

    На занятиях школы опытные доктора или специалисты – психологи помогут найти правильный выход из подобных ситуаций, расскажут чем можно заменить такие «антистрессоры», проведут профилактические тренинги по укреплению нервной системы.

    Сахарный диабет нередко называют «тихим убийцей». Ведь примерно 25% больных не подозревают о развитии серьезной патологии. Но диабет больше не приговор! Главный диабетолог Александр Короткевич рассказал, как лечить диабет раз и навсегда. Читать подробнее.

    Справиться с лабильностью нервной системы можно с помощью дыхательных техник, аутотренинга, лечебного массажа, физиотерапевтических процедур.

    Заключение

    Залог счастливой, нормальной жизни при сахарном диабете – это высокий уровень организованности самого больного, его желание научиться жить со своим диагнозом правильно. Как любой науке, этому нужно учиться и такую возможность нужно получить в школе для диабетиков.

    Как избавиться от диабета навсегда?

    Статистика заболеваемости диабетом с каждым годом становится все печальнее! Российская диабетическая ассоциация заявляет, что каждый десятый житель нашей страны болен диабетом. Но жестокая правда заключается в том, что страшно не само заболевание, а его осложнения и тот образ жизни, к которому он приводит.

    Узнайте как избавиться от диабета и на всегда улучшить свое состояние с помощью. Читать далее.

    Источник: http://diabetsaharnyy.ru/lechenie/shkola.html

    Школа здоровья для людей с сахарным диабетом

    Количество людей, болеющих сахарным диабетом в России, на сегодняшний день насчитывает миллионы и довольно быстро прогрессирует. Каждыелет количество пациентов, болеющих сахарным диабетом, удваивается. Школа диабета — тот инструмент, который сегодня на «отлично» справляется со своей миссией: нести необходимую информацию для людей с сахарным диабетом.

    Главной целью Школы для больных сахарным диабетом является проведение занятий для пациентов врача эндокринолога по обучению их методам самоконтроля, приспособлении назначенного лечения к индивидуальным условиям жизни, предотвращению хронических и острых симптомов имеющегося заболевания.

    В чем сущность заболевания «сахарный диабет»?

    Сахарный диабет как заболевание был знаком уже в древнем Египте в далеком 170 году до нашей эры. Но причина возникновения выяснилась всего лишь к окончанию прошлого века. И выявилась она при проведении экспериментальной операции по удалению у пса поджелудочной железы. Последствием такого медицинского вмешательства у прооперированного животного явилось развитие сахарного диабета.

    По прошествии небольшого времени в 1921 году студенту и молодому лекарю медицинского факультета удалось из поджелудочной железы пса выделить субстанцию, при помощи которой в организме, точнее, в крови происходит понижение уровня сахара. Субстанция получила известное на сегодняшний день название — инсулин. Первый пациент, которому в 1922 году сделали инъекции препарата, прожил долгую полноценную жизнь.

    По прошествии двух лет вслед за открытием инсулина доктор из Португалии пришел к выводу, что сахарный диабет является не просто болезнью, а представляет собой совершенно особенный тип жизни пациентов. Так, в мире возникла первая школа для людей, болеющих сахарным диабетом. Теперь подобные школы имеются во многих развитых странах мира. Пациенты с диагнозом сахарный диабет наряду со своими родными получают необходимые для жизни знания о болезни и возможность стать полноценными членами современного мира вопреки поставленному диагнозу.

    Разновидности заболевания и их особенности

    Сахарный диабет — это неизменно увеличенный уровень сахара в составе крови. И такое определение далеко не случайность, так как все усугубления в организме пациента связаны прежде всего с завышенным уровнем сахара в крови. И умение пациента виртуозно распоряжаться своим самочувствием, удерживая сахар в крови на нормальном уровне, превратит болезнь из серьезного недомогания в особенный тип жизни, придерживаясь которого возможно избежать серьезных проблем со здоровьем.

    Образ жизни, которого придется придерживаться больному человеку, прежде всего, зависит от установленного у него типа сахарного диабета.

    Существуют 2 вида диабета:

    1. I тип — инсулинозависимый, формируется у человека со сниженным производством инсулина в организме. Чаще всего он развивается у детей малого возраста, подростков и молодых людей. При развитии сахарного диабета 1 типа больной неизменно должен делать себе впрыскивание инсулина.
    2. II тип — инсулинонезависимый, может возникнуть даже при излишке инсулина в составе крови. При таком типе сахарного диабета инсулин недостаточен, чтобы нормализовать сахар в составе крови. Этот тип диабета возникает в зрелом возрасте, довольно часто после 40 лет. Его формирование связано с увеличенной массой тела. При II типе диабета порой достаточно всего лишь внести изменения в диету. А для того чтобы предотвратить тяжелые последствия диабета 2 типа требуется сбросить вес и усилить насыщенность физических нагрузок. При этом многие признаки диабета пропадают.

    Реже встречаются специфические виды сахарного диабета.

    Симптомы и признаки развития сахарного диабета

    Диагноз сахарный диабет I типа подразумевает тот факт, что поджелудочной железой производится малое количество инсулина. В связи с этим глюкоза не попадает в клетки и ее количество в составе крови опасно повышается. У пациента появляется жажда, повышена утомляемость, ощущается сухость в ротовой полости, слабость, плохое заживление ран на коже, зуд слизистых и кожных покровов, выделяется повышенное количество мочи, наблюдается потеря в весе.

    Для избавления всех вышеперечисленных симптомов и снижения количества сахара в крови нужен медицинский препарат инсулин. Инсулин представляет собой белковый гормон, каковой вводится исключительно при помощи инъекций, так как в желудке он подвергается разрушению. В случаях когда больной не отслеживает количество сахара, в крови и моче образуется ацетон, впоследствии это приводит к обморокам вплоть до комы или даже смерти.

    Это и есть основные причины, по которым пациенту с сахарным диабетом просто жизненно необходимо проводить систематические замеры уровня сахара в крови. Этот несложный момент поможет систематически контролировать свое состояние.

    Школа сахарного диабета: в чем ее преимущества для больного?

    На нынешний день уже не подвергается сомнениям то, что без наличия у пациента грамотности достичь хороших результатов в профилактике без серьезных осложнений — задача просто нереальная. От ответственности и скрупулезности больного во многом зависит его состояние здоровья.

    Занятия в школе диабета — передовое решение в профилактике и лечении сахарного диабета. Как правило, справляться самостоятельно с таким заболеванием достаточно сложно и проблематично, поскольку нужно владеть информацией, о том, каким образом подсчитать необходимое для введения количество инсулина и, главное, как избежать либо предотвратить возникшие вдруг осложнения.

    Совершенно недостаточным оказывается получение сугубо теоретических знаний, большее значение все-таки отводится практическим навыкам, чем и занимаются специалисты таких школ. В группах содержится не более 8-10 человек, что позволяет заниматься в режиме индивидуального подхода к каждому больному.

    Какие знания получают посетители школы диабета? Обучение самоконтролю пациентов, больных сахарным диабетом, включает в себе:

    • диагностирование количества сахара в моче пациента (глюкозурия);
    • систематическая сдача крови на содержание сахара;
    • установление количества ацетона в составе мочи;
    • умение грамотно анализировать полученные результаты;
    • умение учитывать физическую активность наряду с режимом питания;
    • умение правильно отрегулировать количество доз инсулина, учитывая показания количества сахара в составе крови при разнообразных дневных ситуациях;
    • постоянный контроль за массой тела;
    • проверка АД.

    Производить измерения возможно при помощи специализированных реактивных полосок прямо перед приемами инсулина. В большинстве случаев пациенты измеряют уровень сахара перед принятием пищи. Дополнительные измерения проводятся по надобности перед отходом ко сну и в случаях ухудшения самочувствия. Корректировать каждодневные дозы инсулина, соответствующие персональному режиму питания и типу жизни, возможно только при многократных измерениях наличия сахара в крови.

    Если пациент знает свой уровень, содержащийся в крови сахара на данный момент, он может:

    • уточнить, какое количество инсулина нужно ввести в организм на данный момент;
    • узнать, достаточна ли введенная доза инулина;
    • каким образом можно изменить вводимую дозу инсулина перед физической нагрузкой;
    • каким образом возможно изменить дозу инсулина в случае какой-либо болезни.

    Для независимого, самостоятельного измерения количества сахара возможно использование визуальных тестовых полос или же глюкометра, которые в широком ассортименте представлены на прилавках аптек.

    1-ый тип и 2-ой тип диабета: как происходит контроль?

    При диагностировании сахарного диабета 1-го типа контроль за сахаром совершают 4 раза на протяжении дня — 3 раза перед употреблением пищи и 1 раз перед отходом ко сну.

    При диагностировании у пациента заболевания сахарного диабета 2-го тира проверка производится так же часто, как и при диабете 1-го типа, при условии, что заболевший находится на инсулинотерапии.

    Немаловажной частью излечения является строжайшее соблюдение установленного правильного режима питания.

    Пациенту просто жизненно необходимо уметь без ошибок высчитывать ХЕ (т.е. хлебную единицу), так как производить подсчет нужно при всяком приеме пищи. Кроме того, требуется корректно высчитывать и пищевую ценность (калорийность) употребляемых продуктов.

    Пациенты с диагнозом «сахарный диабет», знающие систему хлебных единиц, могут с легкостью подсчитать количество углеводов, находящиеся в еде, которую они намереваются употребить в пищу. Следовательно, на основании полученных цифр возможно более легко и наиболее точно рассчитать, какую дозу инсулина следует ввести для короткого действия.

    Школа диабета жизненно необходима пациентам и их близким родственникам, поскольку именно здесь человек учится самоконтролю: кроме самостоятельного определения на дому доли сахара в составе крови, но еще и навыки изменения количества сахара, основываясь на полученных показателях производимого лечения. Школа для больных сахарным диабетом на сегодняшний день является одним из главных звеньев излечения и предотвращения усугубления состояния здоровья.

    © Copyright 2014–2018, saharvnorme.ru

    Копирование материалов сайта возможно без предварительного согласования в случае

    установки активной индексируемой ссылки на наш сайт.

    Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!

    • О сайте
    • Вопросы эксперту
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Пользовательское соглашение

    Источник: http://saharvnorme.ru/zhizn/shkola-diabeta.html

    gabiya.ru

    Шпаргалка по Сестринскому делу от "GABIYA"

    Главное меню

    Навигация по записям

    Методичка работы в школах здоровья для лиц с факторами риска: артериальная гипертония, сахарный диабет, бронхиальная астма

    Цель школы: Помощь пациентов в управлении своими заболеваниями, дать понятие о сахарном диабете и бороться с болезнью. Повысить интерес к жизни.

    Сахарный диабет — хроническая заболевание, при котором поджелудечная железа не вырабатывает достаточно инсулина, или организм не эффективно использует вырабатываемый железой инсулин. Это проводит к повышенному уровню содержания глюкозы в крови. Выделяют два типа сахарного диабета.

    Сахарный диабет І типа – развивается в раннем возрасте: у детей, подростков и молодых людей с резко пониженной выроботкой инсулина.

    Сахарный диабет ІІ типа – чаще появляется в зрелом возрасте, после 40 лет, когда в организме ослабевает воспримчивость клеток к инсулину и его недостаточно для нормализации сахара в крови.

    Факторы риска развития сахарного диабета:

    • Нерациональное питание;
    • Малоподвижный образ жизни;
    • Избыточный вес;
    • Острые стрессовые состояния, длительное напряжения;
    • Родственники первой линии с сахарным диабетом;
    • Сердечно – сосудистые заболевания: артериальная гипертония;
    • ишемическая болезнь сердца, атеросклероз;
    • Заболевания поджелучной железы (панкреатин, рак)

    Продукты по своей колоритности могут быть разделены на 3 основные группы:

    Высококалорийная пища: Жир – (масло, растительная масло, сыр высокой жирности, мясо «рыба с высоким содержанием жира, консервированные или жареные мясо», рыба, картофель, фри, соусы, орехи.)

    Алкоголь –( крепкие алкогольные напитки, вино и пиво). Сладости – (кексы, шоколад, мед).

    Пища средней колоритности: Углеводы – ( хлеб, картофель, рис, фрукты, содержащие сахар, безалкогольный напитки). Белки – (постное мясо, рыба и сыр с жирности, яйцо, молоко и молочные продукты).

    Низкая (бедная) пища: Овощи, ягоды, диетический напитки и подсластители (кроме фруктозы и сарбитола, чай , кофе).

    Питание при диабете

    1. Прием пищи в определенные часыраз в день
    2. Прием в течении для основной части легкоусвояемых углеводов и в вечером – легких белком, боғатых сложенными углеводами.
    3. При каждом приеме пищи равномерное потреблении пищи содержающий простые и сложные углеводы.
    4. Умеренное потребление белковых продуктов

    Сахарный диабет – это, прежде всего, особый образ жизни, при соблюдении которого можно снизить риск возникновения осложнений до нуля и длительно сохранять высокий уровень качества жизни.

    Школа здоровья «Артериальная гипертония»

    Цель школы здоровья АГ: обучение населения навыкам здорового образа жизни, проведение пропаганды профилактики и выработки способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, повышение компетентности в вопросах, от которых зависит их здоровье, и обучить навыкам самостоятельно менять свою жизнь и окружающие его условия.

    Девиз школы: «Физическая активность – основа здорового образа жизни»

    Артериальное давление – хроническое заболевание сердечно-сосудистой системы, проявляющееся повышением цифр артериального давления выше 140/90 мм ртутного столба. Гипертоническая болезнь – сложное заболевание, в основе которого лежит сочетание многих факторов. Это так называемые факторы риска, которые можно разделить на неизменяемые и изменяемые.

    • Наследственность (указание на наличие у кровных родственников гипертонической болезни).
    • Возраст (у лиц старше 50 лет вероятность возникновения ГБ значительно возрастает).

    К изменяемым факторам риска, связанным с образом жизни, относятся:

    • Избыточная масса тела.
    • Повышенное потребление поваренной соли (более 5-6 г в сутки).
    • Курение.
    • Злоупотребление алкоголем.
    • Малоподвижный образ жизни.
    • Длительное употребление определенных гормональных препаратов.

    Основные клинические проявления

    • головной мозг и глаза: головные боли, головокружение, мелькание мушек перед глазами, снижения зрения, приступы внезапных кратковременных потерь сознания, нарушения чувствительности и двигательной функции;
    • сердце: сердцебиение, боль в грудной клетке, одышка, отеки ног;
    • почки: жажда, увелечение или уменбшение количество выделяемой мочи, появление в поче белка, элементов крови.
    • периферические артерии: зябкость конечностей, боли в икроножных мышцах при ходьбе

    Дневник больного гипертонической болезнью

    В своем дневнике пациент должен записывать значения АД и пульса, как минимум, 3 раза в день: утром после пробуждения, днем и в конце дня; указывать, какое и когда принял лекарство, а также, если возможно, записать запущенные погрешности в диете, имевшие место стрессовые ситуации, метеофакторы, т.е. все, что может повлиять на уровень артериального давления.

    С помощью дневника пациента врач сможет определить факторы, отрицательно влияющие на АД с тем, чтобы дать ему правильный совет, а самое главное — правильно подобрать лекарство, которое будет «держать» его давление в течение суток на оптимальном уровне, ибо резкие колебания артериального давления еще более вредны для сосудов, чес стабильно высокое АД.

    Рекомендации по изменению образа жизни у больных АГ

    (ИМТ= 18,5 -24,9 кг/м 2 )

    Диета для больных АГ должна быть полноценной, сбалансированной, содержать дастоточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов. В диете следует значительно ограничивать потребление поваренной соли, азотистых экстративных веществ, а также уменьшить содержание животных жиров и легко всасываемых углеводов. Рацион должен быть обогащен солями калия и магния, витаминами С и Р и группы В, растительными маслами, липотропными веществами, клеточными оболочками и продуктами моря, содержащими в себе различные минеральные вещества и микроэлементы, в том числе и органический йод, витамины группы В.С помощью диеты можно влиять на основные факторы риска развития АГ: нарушение водно-электролитного баланса, дислипидемия и атеросклероз, повышенная масса тела, неумеренное потребление тонизирующих напитков, алкоголя и никотина.

    Бронхиальная астма — это хроническое инфекционно-аллергическое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое характеризуется приступами одышки, затруднения дыхания и др.

    При устранении аллергена и при адекватном лечении все симптомы проходят. Различают внешние и внутренние факторы, которые способствуют развитию астмы.

    Аллергенами могут быть любые вещества: домашняя пыль, шерсть животных, продукты (мед, цитрусовые, специи и др.), плесень, пыльца растений, предметы бытовой химии, лекарства, табачный дым и др.

    Существует прямая зависимость от наследственного фактора. Т.е. если в семье кто-то из родственников имеет диагноз бронхиальная астма, то у детей вероятность заболеть астмой очень высока. Помимо этого существует такой фактор, как повышенная чувствительность дыхательных путей, т.е. состояние, при котором просвет бронхов сужается слишком легко или слишком мощно в ответ на аллергены. Так же важным фактором является половая принадлежность больного. В детском возрасте мальчики болеют бронхиальной астмой чаще чем девочки. Однако во взрослом возрасте распространенность бронхиальной астмы среди женщин выше, чем среди мужчин.

    Факторы, которые вызывают обострение бронхиальной астмы

    К таким факторам относят: воздействие физической нагрузки, холодного воздуха, раздражающих газов, изменения погоды, эмоциональные нагрузки и стрессы. они не могут стать причиной бронхиальной астмы, однако если такой диагноз поставлен, они могут приводить к возникновению приступов.

    Зная факторы возникновения бронхиальной астмы, можно избежать этого недуга!

    Причины увеличения распространенности астмы в детском возрасте многообразны. Имеет значение среда как внутри жилища, так и вне дома, в особенности это касается аэроаллергенов, в частности, домашнего клеща. Наличие большого количества насекомых, например, зеленых мотыльков или тараканов, также может иметь отношение к астме. Важной причиной является климат, поскольку количество аллергенов тесно связано с климатической характеристикой местности: влажный и теплый климат благоприятствует размножению клещей и плесени.

    Из питания бронхиальной астмой должны быть исключены пищевые продукты, являющиеся причиной болезни. Важным фактором профилактики лекарственной аллергии является полное исключение из применения лекарственных препаратов, использование которых вызывает приступы удушья или другие аллергические проявления.

    Следует проводить ежедневную влажную уборку, устранить из жилых помещений ковры, мягкую мебель, ковровые дорожки. Книги должны находиться в застекленных шкафах или полках. Целесообразно ограничить использование дома синтетических моющих средств, бытовых химических аэрозолей.

    Не следует содержать в доме животных, птиц, аквариумы. У больных с выявленной сенсибилизацией к аллергенам пера птиц рекомендуется в качестве набивного материала в подушках использовать синтепон или аналогичные материалы.

    Дети, больные бронхиальной астмой, нуждаются в постоянном для контроля над течением заболевания и оценки эффективности проводимой терапии.

    Регулярность наблюдения зависит от тяжести периода заболевания.

    Школа здоровья «Ишемическая болезнь сердца»

    Цель школы здоровья ИБС : обучение населения навыкам здорового образа жизни, проведение пропаганды профилактики и выработки способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, повышение компетентности в вопросах, от которых зависит их здоровье, и обучить навыкам самостоятельно менять свою жизнь и окружающие его условия.

    Девиз школы: «Физическая активность – основа здорового образа жизни»

    Ишемическая болезнь сердца — хроническое (долгосрочное, продолжающееся), постоянно прогрессирующее заболевание сердца. Она включает в себя такие формы, как стенокардия, аритмии, сердечная недостаточность, инфаркт миокарда и др.

    Симптомы ишемической болезни сердца:

    Приступы боли за грудиной (стенокардия). Приступы загрудинной боли воспринимаются одними больными как дискомфорт, другими – как давящая, сжимающая или жгущая боль (иногда она расценивается или как изжога). Характерным симптомом ишемической болезни сердца, когда боль «отдается» в левое плечо или левую руку. Боль может «отдавать » также в шею, и на правую сторону в плечу и руку, в межлопаточное пространство.

    • Быстрая утомляемость и мышечная слабость.
    • Чувство нехватки воздуха.
    • Одышка при физической нагрузке и ощущение сердцебиения.
    • Появление отеков на стопах и голенях к концу дня.
    • Возможно – тошнота и снижение аппетита.

    Каждый должен придерживаться следующих мер снижения риска возникновения сердечных заболеваний:

    Придержитесь здорового питания это важнейшая ступень снижения риска.

    Регулярно занимайтесь физическими упражнениями: это снизит риск возникновения заболевания. Упражнения укрепляют сердце, помогают ему более эффективно работать.

    Контролируйте уровень холестерина и сахара в крови.

    Следите за своим весом. Избыточная масса тела, а тем более ожирение способствует развитию ишемической болезни сердце.

    Старайтесь избегать стрессов.

    Контролируйте кровяное давление. Повышение давления создает серьезную нагрузку на сердце.

    Регулярно проходите профилактические осмотры.

    БЕРЕГИТЕ СВОЕ СЕРДЦЕ И ЖИВИТЕ ДОЛГО!

    Школа «Будущая мама»

    1.1. Школа “Будущая мама” (далее — школа) организуется на базе поликлиники.

    1.2. В школе применяется очно-заочный метод обучения комбинированный вариант, т.е. образовательной работой занимается врач и медицинская сестра. В гигиеническом обучении используются методы устной, печатной, наглядной пропаганды.

    1.3. В основу школы заложены следующие концептуальные направления:

    — здоровье ребенка зависит от здорового образа жизни будущей матери и лиц, ее окружающих;

    — мать, как носительница нового качества жизни является партнером врача и несет перед будущим ребенком огромную ответственность за его нравственное и физическое здоровье;

    — необходимость возрождения святости детства, материнства, формирование ответственности за благополучие ребенка и семьи в которой он растет, через заботу о здоровье нравственном, физическом, социальном;

    — формирование здоровья ребенка начинается с внутриутробного периода.

    1.4. В школе проводится гигиеническое обучение и воспитание беременных женщин и членов ее семьи.

    1.5. Учебный план занятий в школе и график работы утверждает главный врач.

    1.6. Руководителем школы является главная м/с поликлиники.

    2.1. Налаживание контакта с будущей мамой и членами ее семьи.

    2.2. Предоставление необходимой информации о порядке и режиме работы поликлиники, контактных телефонах.

    2.3. Дать будущей маме основы здорового образа жизни, научить правилам личной гигиены и объяснить важность ее соблюдения.

    2.4. Обучить основным правилам ухода за новорожденными и по личной профилактике гнойно-септических инфекций.

    2.5. Повысить уровень знаний по вопросам профилактики инфекционных заболеваний (респираторных инфекций, острых кишечных заболеваний и др.), объяснить основные принципы специфической и неспецифической профилактики.

    2.6. Дать основной минимум сведений об анатомо-физиологических особенностях новорожденного ребенка.

    2.7. Предоставить необходимые знания по правилам и преимуществу грудного вскармливания.

    2.8. Обучить будущую маму основным принципам оказания неотложной медицинской помощи больному ребенку, перечислить случаи, при которых необходимо вызвать скорую медицинскую помощь.

    2.9. Дать рекомендации по формированию аптечки новорожденного, необходимым лекарственным средствам и средствами ухода за больным ребенком. —

    2.10. Выяснить уровень знаний будущей мамы по вышеуказанным вопросам, особенно с первородящими мамами, у которых нет опыта ухода за ребенком.

    2.11. При выявлении беременных, у которых ранее были случаи смерти детей от синдрома внезапной смерти новорожденного, пригласить для личной встречи с участковым врачом-педиатром, на которой беременной будет предоставлена необходимая информация о профилактике СВС, рекомендовано посетить врача-генетика и т.п.

    2.12. Информировать будущих мам о профилактике травматизма среди детей.

    2.13. В результате проводимой работы достичь:

    — снижение уровня заболеваемости ОКЗ, гнойно-септическими заболеваниями, респираторными инфекциями и т.д.;

    — недопущение случаев смерти детей первого года жизни от управляемых причин;

    — повысить уровень информирования родителей по вопросам деятельности поликлиники, порядку оказания медицинской помощи;

    — увеличение числа детей находящихся на грудном вскармливании;

    — обеспечить необходимый охват профилактическими прививками детей до 1 года, снижение числа отказов от прививок;

    — снижение числа вызовов скорой медицинской помощи.

    3.1. Направление беременных женщин осуществляет территориальная женская консультация.

    3.2. Занятия в школе проходят с периодичностью 1 раз в неделю (по необходимости частота занятий может увеличиваться).

    3.3. При желании будущие мамы могут самостоятельно обратиться в кабинет профилактического приема здоровых детей в возрасте до 3 лет за получением дополнительной информации по интересующим ее вопросам.

    3.4. Школа работает согласно утвержденному учебному плану занятий, при необходимости внесения возникших актуальных тем учебный план дополняется.

    3.5. Рекомендации будущей маме выдаются в виде памяток, брошюр и т.п., также предоставляется список необходимой литературы для самостоятельного изучения.

    3.6. По окончанию занятий в школе, беременные женщины заполняют анкету-отзыв о работе школы, которая в последствие анализируется руководителем для принятия организационных выводов.

    3.7. Учет посещений ведется в журнале —

    Тема: Уход за новорожденным.

    Цель: Дать начальные сведения о новорожденном, правилами ухода за ним, а также сформировать понимание важности данного вопроса, отработать практические навыки ухода.

    Продолжительность: 1 час

    1. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при уходе за малышом.
    2. Подготовка комнаты и приданного для новорожденного.
    3. Правила личной гигиены матери при уходе за новорожденным, профилактика гнойно-септических заболеваний у новорожденных.
    4. Предметы ухода за новорожденным.
    5. Практическая часть:

    — отработка практических навыков;

    Тема: Рациональное вскармливание ребенка.

    Цель: Сформировать понимание важности грудного вскармливания в формировании здоровья ребенка.

    Продолжительность: 1 час

    1. Преимущества грудного вскармливания.
    2. Принципы грудного вскармливания.
    3. Правила кормления грудью.
    4. Профилактика гипогалактии, мастита и т.п.
    5. Практическая часть:

    — отработка практических навыков;

    Тема: Воспитание новорожденного ребенка.

    Цель: Довести до сознания родителей, что основой воспитания является режим его жизни, обучить основным принципам закаливания, гимнастики, массажа.

    Продолжительность: 1 час

    1. Режим дня и его роль в формировании физического и психического здоровья ребенка.
    2. Значение закаливания, основные принципы, средства закаливания.
    3. Гимнастика и массаж в профилактике различных заболеваний ребенка.
    4. Профилактика травматизма, СВС.
    5. Практическая часть:

    — отработка практических навыков;

    Тема: Профилактика — как основной метод предупреждения заболеваний.

    Цель: Сформировать у беременных понятие о специфической и неспецифической профилактики заболеваний, ознакомить с организацией работы учреждения.

    Продолжительность: 1 час

    1. Профилактические прививки как метод специфической профилактики инфекционных заболеваний.
    2. Профилактика респираторных инфекций, острых кишечных заболеваний (причины возникновения, признаки, меры профилактики, пути передачи).
    3. Профилактика рахита, анемии (причины возникновения, признаки, меры профилактики).
    4. Организация медицинской помощи детям раннего возраста в поликлинике (режим работы, контактные телефоны, информация о работе кабинета профилактического приема здоровых детей в возрасте до 3 лет, порядок вызова СМП, врача на дом, сроки посещения поликлиники до 1 года).
    5. Информация о работе школы “Молодая семья”.
    6. Практическая часть:

    — предоставление памяток, брошюр по изложенному материалу

    Источник: http://gabiya.ru/metodichka-rabotyi-v-shkolah-zdorovya-dlya-lits-s-faktorami-riska-arterialnaya-gipertoniya-saharnyiy-diabet-bronhialnaya-astma/